Уличное искусство и его место в современном обществе

08.05.2020

Часть 1

История стрит-арта и его места в современном обществе весьма неоднозначна. Традиционный взгляд на уличное искусство, как на форму вандализма имеет своих сторонников и основывается на истории данного феномена. К примеру граффити, центральная форма уличного искусства, возникло как реакция жителей неблагополучных, часто этнических районов на притеснение и ограничение их жизни властью города. В этом смысле граффити стало инструментом символической борьбы с притеснением, разрушая «цивилизованный» облик города и городской архитектуры, последней инстанцией, одобряющей который является, естественно, власть, а не архитекторы, как «свободные художники»

Однако, рассмотрение уличного искусства в контексте вандализма и девиации – морально устаревшая концепция.
Современная социология воспринимает уличное искусство, прежде всего, как форму коммуникации, а потому каждый конкретный рисунок нужно оценивать отдельно, в зависимости от смыслов, которые в него вкладывал художник и смыслов, которые могут прочитать в рисунке наблюдатели – часто это не одно и то же. Более того, рисунки могут иметь скрытые значения, считать которые может лишь другой художник.

Со временем повысилось и качество рисунков, большинство современных граффити — имеют художественную ценность, поскольку проработка сюжета и деталей рисунка находятся на уровне картин художников, выставляющихся в галереях (хотя последние не всегда готовы это признавать). Кроме граффити существуют и другие формы уличного искусства, такие как трафареты, постеры, инсталляция и перфомансы.

А какие примеры уличного искусства в нашем городе знаете вы?