Куритиба — место для жизни.

18.02.2020

Город без пробок и мусора, где автобус подходит через минуту, а идти до ближайшего парка еще меньше. Возможно ли это? Сорок пять лет назад такое чудо создал бразильский архитектор, ставший мэром Куритибы.

Куритиба славится очень высоким уровнем качества жизни, является одним из наиболее благополучных городов Бразилии и претендует на титул самого «экологичного» города на планете.

-Улично-дорожная сеть города.
В городе было выделено пять основных структурных осей. Поток распределили, используя существующую улично-дорожную сеть, по трем параллельным улицам (одна центральная, две боковые). Многоэтажная застройка допускалась только при условии шаговой доступности общественного транспорта. По мере удаления от транспортных “вен” города, этажность снижается. Официально регламентированная связь между этажностью, плотностью и пропускной способностью дорог позволила равноценно распределить потоки горожан в соответствии с транспортными ресурсами.

-Проект пешеходной улицы «Rua das Flores» (как и концепция «Rua 24 Horas») тоже был осуществлен Жайми Лернером. Этот проект вошел в историю своей новизной и тем, каким образом он был воплощен в жизнь: когда местные автомобилисты, недовольные нововведением, хотели в знак протеста заполнить улицу машинами, Лернер быстро организовал конкурс «Детского рисунка на мостовой». Детишки радостно взялись за мелки, а протестующим пришлось смиренно удалиться – не воевать же с детьми! Улица с тех пор стала одной из самых любимых в городе.

-Куритиба: «Зеленый» город.
Здесь огромное количество парков, скверов и природных зон отдыха. Мегаполис заслуженно считается «Зеленой столицей Бразилии». История озеленения Куритибы началась в 70-х годах ХХ в. Во всем мире, охваченном «автомобильным бумом», стремительно росло количество личного автотранспорта, энергично расширялись автострады и строились новые дорожные развязки. А (на тот момент) губернатор штата, Парана Жайме Лернер, вдруг заявил: «Куритиба — не для автомобилей!». Будучи архитектором по образованию, Лернер лично принял участие в разработке нового генерального плана столицы штата.

-Общественный транспорт Куритибы.
Система общественного транспорта в Куритибе хороша и проста: для скоростных автобусов (или метробусов) выделены проспекты с двусторонним движением. Проезд пассажиры оплачивают при входе на остановку, поэтому посадка в автобус происходит быстро, да и водитель не отвлекается. Существуют и «аквариумы» с пересадками на другие линии.

-Система взглядов Город-черепаха, или 9 принципов Лернера:
1) Город не так сложен, как его пытаются нам преподнести продавцы сложностей;
2) Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил;
3) Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры;
4) Хороший город подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться;
5) Транспорт — это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе;
6) Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места — это главное, ради чего люди и живут в городах;
7) Элитные дома для богачей нерациональны. Чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у выхода кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность;
8) Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь;
9) Нужно, чтобы горожане чувствовали уважение к себе, и в ответ они будут сознательно и ответственно относиться к городу.